Роботизированные грузовики: фантастическое будущее или пугающая реальность?

trucks01Какое влияние на нашу жизнь оказывает научный прогресс, и во что выливается попытка заменить человека машиной? Об экономических и социальных последствиях появления на дорогах беспилотных грузовиков) написал Скотт Сантенс в своем блоге. Ниже — его пост в переводе.

В конце прошлого года мы с моим другом ехали из Нового Орлеана, штат Луизиана, в город Орландо, штат Флорида. Проезжая один город за другим, мы завели разговор о том, какое влияние окажет технология беспилотных автомобилей не только на самих водителей грузовиков, но и на местную экономику, которая зависит от их заплат. Когда начинаешь задумываться о таком сильном ударе для Америки, перспективы кажутся не очень радужными.

Мы сталкиваемся с уничтожением экономики целых небольших городов, такого разрушения мы не видели со времен строительства сети федеральных скоростных автомагистралей. Если вы думаете, что я слегка преувеличиваю, то позвольте мне вспомнить прошлое и начать с этого:

trucks02

Это карта самых распространённых профессий в США за 2014 год.

С первого взгляда понятно, насколько американская экономика зависит от водителей грузовиков. По данным Американской ассоциации дальнобойщиков, в США около 3,5 миллионов профессиональных дальнобойщиков, и ещё 5,2 миллионов человек, занятых в этой индустрии, которые не водят грузовики. В итоге получается 8,7 миллионов человек, связанных с этим бизнесом.

Но на этом всё не заканчивается: доход от этих 8,2 миллионов даёт возможность работать и другим людям. 3,5 миллиона дальнобойщиков, которые ездят по всей стране, регулярно останавливаются, чтобы поесть, поспать, отдохнуть. Целые направления бизнеса созданы для удовлетворения их желаний и потребностей. Самыми простыми примерами являются рестораны и мотели. Речь идёт о миллионах людей, чья работа зависит от дальнобойщиков. Но и это ещё не всё.

Те, кто работает в ресторанах и мотелях по пути следования грузовиков, тоже являются потребителями для местной экономики. Представьте, сколько денег из своей зарплаты и чаевых тратит официантка или горничная в своём населённом пункте. Эти траты ложатся в основу зарплаты других людей. Теперь речь идёт не только о тех, кто зависит от тех, кто зависит от дальнобойщиков, но о целых некрупных городах. При любом сокращении потребительских расходов местная экономика будет проседать.

Также нужно учитывать, что работа дальнобойщиков хорошо оплачивается. Они поддерживают годовой доход среднего класса на уровне 40000 долларов. Их доход выше, чем у 46% зарегистрированных налогоплательщиков. Помимо этого среди них много людей без высшего образования. Вождение грузовика — это, наверное, последняя работа в стране, которая обеспечивает зарплату стабильного среднего класса и не требует наличия образования.

Если сейчас мы взглянем на общенациональную картину в Америке, то увидим около 10 миллионов американцев и их семей, чей доход полностью или частично зависит от дохода дальнобойщиков, и которые составляют остатки среднего класса.

Что ж, перспективы автоперевозок в США довольно безоблачны, верно?

Краткосрочные перспективы работы американского дальнобойщика

Ожидается, что к 2020 году в индустрии грузоперевозок появится на 21% больше рабочих мест. Также, вероятно, будет нехватка водителей, когда на 100 тысяч вакансий трудно будет найти дальнобойщиков. Превышение спроса над предложение означает повышение зарплаты для представителей этой профессии. По крайней мере на ближайшие 5 лет будущее для водителей грузовиков выглядит довольно радужным. Единственное, что может его омрачить, так это резкое понижение спроса на дальнобойщиков (как обрыв со скалы).

Этой скалой могут стать беспилотные грузовики.

Существующие технологии уже позволяют грузовикам ездить без водителя. Компания Google поразила весь мир своим объявлением о создании беспилотного автомобиля, который уже проехал более 100 тысяч миль без единой аварии. С тех пор эти машины проехали 1,7 миллиона километров и попали всего в 11 ДТП, причиной которых были люди, а не компьютеры. И это при том, что все испытания проводились в крупных городах.

«Как и следовало ожидать, большее количество аварий происходило на улицах городов, а не на автострадах. В городе в нас врезались 8 раз, хотя мы проехали гораздо меньше миль, чем на трассе,»- говорит Крис Урмсон, руководитель проекта беспилотных автомобилей от Google.

Опыт компании Google показывает, что главная опасность кроется в городах, а на автострадах, а вождение между городами включает в себя меньше технологических барьеров, чем внутри них. Таким образом, можно с определённой уверенностью сказать, что беспилотное вождение по трассе скорее станет частью нашей жизни, чем беспилотная транспортировка. Насколько скорее? Это уже произошло.

6 мая 2015 года первый беспилотный грузовик появился на дороге Невады.

Беспилотные грузовики перестали быть будущим. Они стали нашим настоящим. Они уже здесь.

«AU 010″. Номерные знаки редко становятся объектами внимания, однако этот особенный: он является подарком. Поэтому ответственное лицо компании Daimler Вольфганг Бернард и губернатор штата Невада Брайан Сэндовал стоят на сцене вместе под прицелом камер и держат в руках металлический прямоугольник, который через минуту прикрепят к первому в мире общепризнанному беспилотному грузовику.

По информации Daimler, эти грузовики будут тестировать ещё около 10 лет, проезжая на них более миллиона миль, прежде чем их признают пригодными для работы. Однако не всё в них абсолютно новое. В них нет лазерного радара или LIDAR как в беспилотных автомобилях от Google. В них стоят обычный радар и камеры. Само оборудование ново как прошлогодний снег. Просто эти производители были первыми, кто поместил всё это в грузовик, чтобы водитель мог спокойно наслаждаться поездкой, пока его грузовик сам следит за дорогой.

Если грузовик нуждается в ремонте, он предупреждает об этом водителя. Если дальнобойщик не реагирует, то машина медленно съезжает на обочину и останавливается в ожидании дальнейших указаний. В этом нет ничего весёлого. Это не грузовая версия KITT из сериала «Рыцарь дорог». Это пример того, как компания и государственная власть позволила технологии делать то, для чего она была создана — помогать людям делать что-то с меньшими затратами. В случае с беспилотными грузовиками большим улучшением стало уменьшение количества аварий.

В 2012 году в США 330 тысяч грузовиков были в ДТП, которые привели к смерти примерно 4 тысяч человек (по большей части водителей и пассажиров легковых машин). Причиной почти 90% аварий стала ошибка водителя.

Это как 1,5 трагедии 11 сентября ежегодно. Грузовики под управлением человека убивают людей.

Грузовики-роботы приведут к гибели гораздо меньшего количества человек, если такие случаи вообще будут, потому что машины не устают. Машины не смотрят в телефон вместо того, чтобы следить за дорогой. Они не пьют алкоголь, не принимают наркотики и не делают ничего такого, что ежегодно способствует увеличению количества аварий с участием грузовиков. По этой же причине пилотов отстраняют от вождения самолётов.

Люди опасны, находясь за рулём чего угодно.

Помимо всего прочего грузовикам-роботам не нужна зарплата, которая кстати должна повышаться, поскольку всё меньше людей хотят быть дальнобойщиками. Компания может купить целый парк беспилотных грузовиков и больше никогда не платить людям за их вождение. Единственными расходами будет обслуживание машин и механизмов. К тому же нет необходимости в медицинской страховке. Грузовикам не нужно останавливаться, чтобы отдохнуть. Прохождение маршрута будет занимать меньше времени.

Из всего этого следает, что замена дальнобойщиков беспилотными грузовиками неизбежна. Это вопрос уже не «если», а «когда» это произойдёт. Тогда возникает следующий вопрос: что в результате будет с миллионами дальнобойщиков, потерявших работу, и со всеми нами?

Долгосрочные перспективы работы американского дальнобойщика

Во-первых, давайте рассмотрим временные горизонты для беспилотных автомобилей. Tesla планирует выпустить обновление программного обеспечения в следующем месяце, которое позволит переключаться в режим автопилота. На самом деле автомобили, которые могут переезжать с одного места на другое, уже существуют, но эта технология пока остаётся неактивированной из-за программного обеспечения.

Люди с автомобилями от Tesla официально смогут передавать управление машине, но кого мы обманываем? Скоро появятся беспилотные автомобили Tesla, которые будут спасать жизни, и правительству придётся легализовать такой тип вождения. Всё это уже происходит. Когда же это процесс завершится? Когда беспилотные автомобили захватят наши дороги?

trucks03

По информации Morgan Stanley, полностью автономное функционирование будет возможным к 2020 году, а к 2026 году за ним последует массовое проникновение на рынок, а ещё через 20 лет автомобили, которые существуют сегодня, полностью исчезнут.

Но это лишь одна из оценок сложившейся ситуации, есть и другие:

Если объединить вместе все эти оценки, то получается, что массивное внедрение начнётся между 2020 и 2030 годом.

Падение с этой скалы предотвратить невозможно. У капитализма сейчас есть такая возможность, но рынок всегда получает то, что хочет. Конкуренция докажет это. Teslaи Google не единственные компании, занимающиеся разработкой беспилотных авто. Есть и другие.

Компания Veeo Systems занимается созданием беспилотных машин: от двухместных легковушек до 70-местных автобусов. К концу 2016 года производитель планирует протестировать их на улицах 30 городов США.

Поездки на беспилотном транспорте будет стоить на 25-40% дешевле, чем на обычных автобусах и поездах. Транспортные средства электроприводные, перезаряжаемые, а поездки на них будут стоить 1-3 доллара в день.

Компания Apple тоже разрабатывает собственный беспилотный автомобиль.

Titan — кодовое название проекта, а дизайн автомобиля напоминает минивэн. УApple уже есть технология создания беспилотных авто и обширная сеть поставок. Компания долгое время исследовало работу аккумулятора для своих iPhone,iPad и Mac. Система картирования, представленная в 2012 году, может быть использована для навигации.

Uber тоже разрабатывает собственный беспилотный автомобиль.

Компания Uber сказала, что будет заниматься ключевых долгосрочных технологий, которые помогут ей в достижении её главной цели — безопасной, надёжной транспортировки кого угодно куда угодно, даже если для этого потребуются беспилотные автомобили, система безопасности и картирования.

Именно эта последняя компания намерена изменить сложившуюся ситуацию с транспортировкой. Uber идёт-ва-банк и ставит всё на беспилотные автомобили, поскольку хочет избавится от частной собственности на машины как пережитка XX века.

В прошлом году на конференции Трэвис Каланик, генеральный директор и основатель Uber, сказал, что он сразу же заменит водителей на Uber отрядом беспилотных автомобилей, как только будет такая возможность: «Вы платите не только за саму машину, но и за другого чувака в этой машине. Если его не будет, то ездить на машинах Uber будет дешевле, чем покупать собственное авто. всё это приведёт к тому, что иметь собственный автомобиль станет невыгодно, и этот вид собственности просто исчезнет».

Таков потенциал беспилотных автомобилей — полное исчезновение автомобильной собственности. А вместе с ней ликвидация целых отраслей бизнеса, построенных для содержания личного автотранспорта (механики, мойки, парковки и парковщики, автомастерские, компания по прокату, страхование авто, автокредиты и прочее. Даже дорогие инфраструктурные проекты (например, обычные и скоростные трамваи) могут остаться в стороне, уступая место более дешёвым машинам-роботам, а вместе с отказом от этих проектов отпадёт необходимость в их строительстве и обслуживании.

Все крупные игроки уже в игре. В неё будут вложены огромные сбережения ради получения огромной прибыли. Высокое качество и безопасность гарантированы. Беспилотные автомобили приближаются и делают это очень быстро.

Но опять же, как насчёт именно грузовых автомобилей?

Невозможно назвать ни один реалистичный временной горизонт для беспилотных грузовиком без оглядки на легковые автомобили. Хотя грузовики должны ездить самостоятельно только по трассе, им не нужно уметь самостоятельно передвигаться от склада к магазину. Поездок между городами будет вполне достаточно. В то же время грузовики почти всегда принадлежат компании. Есть определённые силы рынка, действующие вне сферы легковых автомобилей, но распространяющиеся на грузовики. Если можно найти деньги на то, чтобы убрать дальнобойщиков с их мест, то их будут искать. Кстати сейчас это довольно легко сделать.

Приобрести отряд беспилотных беспроводных грузовиков так же просто, как найти людей для управления ими, особенно если грузовики следуют друг за другом на небольшом расстоянии. Это не только экономит ваши деньги на топливо (около 7%, если 2 грузовика едут вместе), но и позволит избавиться от половины дальнобойщиков, если такие колонны станут нормой. Для воплощения этой идеи нет никаких реальных технических препятствий. Это очень простое использование современной технологии.

В принципе, единственным реальным барьером для принятия беспилотных грузовиков является законодательство, а не какие-либо технические или экономические причины. Сейчас беспилотные экипажи разрешены всего в нескольких штатах, а остальным следовало бы последовать их примеру, пока эта инициатива не узаконена на общегосударственном уровне. Сергей Брин из компании Google считает, что это может произойти к 2017 году. Поэтому…

Ответ на главный вопрос «Когда беспилотные грузовики появится на дорогах?»: Они могут ударить по нашей экономике в любое время.

Канун массивных экономических и социальных потрясений

Мейн стрит США уже пострадала за последние несколько десятилетий. Производство было перенесено за границу, где рабочая сила значительно дешевле из-за низкой стоимости жизни. Компании типа Walmart распространились по всему миру. Они концентрируют меньшее количество работников в одной торговой точке, что требует меньших затрат, чем содержание небольших, но многочисленных магазинов типа Mom & Pop. Такие компании, как Amazon, пошли ещё дальше. Их работа организована вокруг автоматизированных складов, что позволяет полностью отказаться от магазинов и доставлять товар напрямую покупателям.

Всё вышеперечисленное означает, что остаётся всё меньше возможностей для обеспечения занятости людей в меньшем количестве мест. Торговля стала более географически сконцентрированной, а доступ к деньгам отошёл от представителей низших и средних классов к высшему.

trucks04

Вот, что происходит, когда хорошо оплачиваемые вакансии исчезают, а деньги тратятся не на зарплату, а остаются в руках владельцев бизнеса или выплачиваются в меньших количествах более дешёвым работникам. Неравенство растёт с невероятной скоростью, а наша страна возможностей просто исчезает. Экономический рост замедляется.

Вот, с чем мы столкнёмся, когда у нас появится 3 миллиона безработных дальнобойщиков и миллионы безработных в сфере услуг в небольших городах, которые зависели от дальнобойщиков.

trucks05

Если на автострадах не будет дальнобойщиков, то эффект будет такой же, как и тогда, когда они только появились несколько десятилетий назад. Когда система шоссейных дорог заменила Route 66, водители стали проезжать мимо некогда процветающих городов. Результатом стало появление городов-призраков.

С появлением беспилотных автомобилей и грузовиков мы столкнёмся с тем, люди в ряде городов предпочтут спать в своих транспортных средствах, управляемых компьютером. К тому же в этот раз у нас нет новых автострад, чтобы организовать новый бизнес или создать новые города по ходу трассы. Теперь это настоящее влияние технологий на рабочие места, а это совсем другое. В этот раз отпадёт необходимость в существовании некоторых городов.

Путь свободен

К 2025 году (примерно через 10 лет) наши технологии начнут разрушать нашу экономику так, как мы пока не можем себе представить. Человеческий труд становится всё более ненужным и даже экономически невыгодным по сравнению с машинным. Но мы по-прежнему настаиваем на том, чтобы получать деньги за то, что машины делают за нас. Пока это так, нам нужно начать обеспечивать себя деньгами на покупку того, что производят машины.

Без технологических дивидендов двигатель нашей экономики остановится, или мы будем бороться против технологического прогресса так же, как однажды боролись с роботами, вышедшими им на замену. Без нерабочих доходов мы будем бороться против того, чтобы наш труд заменили современные технологии, которые мы создали на замену себе.

Как водители на дорогах будут заменены роботами, так и экономика XXI века должна двигаться за счёт потребителей, а не рабочих, которые свободно бы распоряжались своей покупательской способностью. Если мы откажемся от этого, если мы не обеспечим себе универсальный основной доход, то будушее собьёт нас как грузовик (за рулём которого сидим мы сами).

Было бы глупо допустить такое. В чём же тогда цель создания новых технологий, если не в освобождении нас от погони за тем, за чем мы хотим гнаться? Не нужно бояться потерять работу. Это же хорошо. Это свобода.

Никто не должен спрашивать, что мы будем делать, если компьютеры будут выполнять всю нашу работу.

Мы должны спрашивать, что нам делать, когда мы освободимся от неё.

Вам понравился этот пост? Оставьте комментарий ниже или подписаться на rss канал

Коментарии

Комментариев нет.

К сожалению, форма комментария закрыта в это время.