АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, проезжая часть, мосты, линейные здания и т. п.), предназначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглосуточное, круглогодичное, непрерывное, безопасное и удобное движение автобусов, легковых автомобилей с расчетными скоростями и грузовых автомобилей с расчетными нагрузками. А. д. в зависимости от их народнохозяйств. значения подразделяют на: государственные, областные (и краевые), районные, сельские и ведомственные. К последним относят автомопром. предприятий и др. автомобильные дороги значительного протяжения наз. автомобильными магистралями. При проектировании и строительстве А. д. разделяют на 5 технич. категорий в зависимости от их значения в общей транспортной сети и от размера расчетной интенсивности движения (предполагаемое число автомобилей, которые на перспективный срок в 20 лет в среднем за год будут проходить в сутки по дороге в обоих направлениях). Чем выше расчетная интенсивность движения, тем выше должна быть категория дороги и лучше ее технич.устройство. Расчетная скорость — наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного автомобиля. Техническая классификация А. д. и основные нормы проектирования приведены в таблице (стр. 20).

Устройство А. д. обычно характеризуется в трех проекциях: в плане, в продольном разрезе (продольный профиль) и в поперечном разрезе (поперечный профиль). Радиусы кривых в плане, а также радиусы вертик. выпуклых кривых R (рис.1) выбирают возможно большими для обеспечения видимости В на возможно большие расстояния, требуемой по условиям безопасности движения. Радиусы вогнутых кривых также выбирают возможно большими как для обеспечения плавности движения, так и для лучшей видимости А. д. при свете фар. Важной характеристикой продольного профиля А. д. является продольный уклон. Чем выше категория дороги, тем меньше должна быть величина предельно допустимого уклона (см. табл.).

Основными элементами, определяющими поперечный профиль А. д. (рис. 2), являются земляное полотно а и расположенная на нем проезжая часть б. Ширину земляного полотна условно определяют между бровками в, а ширину проезжей части — между кромками г покрытия. Прилегающие к проезжей части грунтовые полосы — обочины д — предназначены для временной стоянки автомобилей и дорожных машин, для складывания дорожных материалов при ремонте дорог. Для возведения земляного полотна грунт перемещают из устраиваемых вдоль него углублений — резервов е. На остальной части дорожной полосы — обрезах ж — размещают зеленые насаждения (снегозащитные, декоративные и др.), столбы и мачты воздушных линий, подземные сооружения и т. п. Конструкция земляного полотна зависит от рельефа местности, почвенно-грунтовых, гидрогеология, и климатических условий.

Проезжая часть — основной элемент А. д., предназначенный непосредственно для движения автомобиля. Ширина проезжей части должна быть кратной числу полос движения. Полоса движения — ширина проезжей части, занимаемая движущимися в один ряд автомобилями; складывается из ширины автомобиля и зазоров безопасности. Чем выше расчетная скорость движения, тем больше должна быть ширина зазоров безопасности и общая ширина полосы движения (см. табл.). На проезжей части размещают дорожную одежду, состоящую обычно из неск. слоев: покрытия, основания и дополнит, слоя основания (рис. 2). Покрытие з — верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов; служит для непосредств. восприятия воздействий колес автомобиля и природных факторов. Оно должно быть прочным, ровным, но не скользким, с шероховатой поверхностью, обеспечивающей нормальные условия сцепления колес автомобиля с покрытием (коэффициент сцепления должен быть не менее 0,5—0,6).

Покрытия подразделяют на 4 группы: капитальные усовершенствованные (в т. ч. асфальтобетонные, цементнобетонные), применяемые на А. д. I—III категорий; облегченные усовершенствованные (из минеральных материалов, обработанные органич. вяжущими и др.), применяемые на А. д. II— IV категорий; переходные (щебеночные, гравийные, булыжные мостовыеидр.), применяемые на А. д. III—V категорий, в расчете на использование их при реконструкции А. д. в качестве оснований для усовершенствованных покрытий; низшие (из грунтов, укрепленных минеральными и вяжущими материалами), применяемые на А. д. IV—V категорий.

Основание и — несущий слой конструкции дорожной одежды, воспринимающий расчетную нагрузку от автомобилей (см. Весовые ограничения). Основания бывают цементобетонные, каменные, щебеночные, гравийные и других видов, рассчитанные на распределение нагрузки на большей площади земляного полотна в пределах его возможной несущей способности. Дополнительный слой основания к имеет различное назначение: для увеличения толщины покрытия (подстилающий слой); для осушения верхней части земляного полотна (дренирующий слой); для предохранения дорожной одежды от неравномерного сезонного вспучивания грунтов земляного полотна (морозоустоичивый слой) и др. Для лучшей видимости краев проезжей части и укрепления кромки покрытия устраивают краевые полосы л, отличающиеся от покрытия по цвету. Для придания автомобилю устойчивости на кривых малых радиусах делают вираж — односкатный уклон проезжей части, в сторону центра кривой (рис. 3). Для велосипедного, пешеходного движения, а также для тракторов и гусеничных машин устраивают пешеходные и велосипедные дорожки и тракторные пути вне земляного полотна в пределах дорожной полосы. Встречающиеся на пути А. д. препятствия в виде рек, каналов, различных путей сообщения либо заключают в трубы, либо проезжую часть А. д. располагают на мосту (рис. 4), путепроводе, виадуке или в туннеле.

Для разделения движения по направлениям на А. д. I категории (рис. 5) устраивают самостоят. проезжие части а. Разделительные полосы б между ними должны иметь ширину не менее 5 м. При движении в обоих направлениях по одной проезжей части размечают на покрытии краской разделительную линию.

Для регулирования движения и информации про

Вам понравился этот пост? Оставьте комментарий ниже или подписаться на rss канал

Коментарии

Комментариев нет.

К сожалению, форма комментария закрыта в это время.